Родился 3 сентября в деревне Конюхи Минской области в семье врача. С 1928 семья жила на Бобруйщине, где ее застала Отечественная война. С 14 лет вместе с родственниками принимал участие в деятельности антифашистского подполья, с 1943 до начала 1944 сражался в партизанском отряде.
В 1944 уехал на Алтай, где жила его тетя, поступил в Лениногорский горно-металлургический техникум, поселился в студенческом общежитии (мать и брат остались в партизанском отряде, отец - на фронте).
После войны вернулся в Белоруссию, поступил в Минский университет, закончил аспирантуру, защитив кандидатскую диссертацию. Работая в Институте литературы им. Я. Купалы, защитил докторскую диссертацию.
В 1962 - 66 жил в Москве, учился на Высших сценарных курсах, одновременно читая курс белорусской литературы в МГУ им. М. Ломоносова. Затем вернулся в Минск, продолжив работу в Институте литературы. Член-корр. АН Белоруссии с 1980. Начал литературную деятельность романом "Война под крышами" (1960). Его перу принадлежат повести "Сыновья уходят в бой" (1965), "Хатынская повесть"(1968 - 72), "Я из огненной деревни" (1977, совместно с Я. Брылем и В. Колесником), "Каратели" (1980), "Блокадная книга" (1977 - 81, совместно с Д. Граниным).
Автор рассказов, многочисленных публицистических очерков, активный общественный деятель. Живет и работает в Минске.
Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Алесь (Александр Михайлович) Адамович — прозаик, критик,
литературовед, публицист, общественный деятель. «Фигура
европейского масштаба», по словам Василя Быкова.
Член-корреспондент АН БССР (1980), доктор филологических наук
(1962), профессор (1971). Член Союза писателей СССР с1957 .
Член Союза журналистов СССР с 1967. Член Союза кинематографистов
СССР с 1977. Лауреат Государственной премии БССР им. Якуба Коласа
(1976 ), премии Министерства обороны СССР (1974 ) — за книгу
«Хатынская повесть».
Писал прозу, научные и критические статьи, публицистику — на
белорусском и русском языках.
Родился в семье служащих З сентября 1927 года (паспортная дата).
А на самом деле —3 августа 1926 года: мать в войну, спасая сына
от угона в Германию, в школьном свидетельстве исправила дату
его рождения. Родился в деревне Конюхи, Копыльского района,
Минской области. «Самое таинственное, легендарное место в моей
биографии — эти самые Конюхи, в них я родился… Я ничего из конюховской
жизни не помню…»
Учась на врача, его отец — Адамович Михаил Иосифович (1902 года
рождения, деревня Рачень Слуцкого района) в студенческие каникулы
подрабатывал в Копыльском Доме отдыха. После же окончания медицинского
факультета Белорусского государственного университета, (поступил
туда в 1923 году), был направлен в 1928 году на постоянную работу
в поселок Глуша (Бобруйский район, Могилевская область). Переехал
туда вместе с женой — Анной Митрофановной (1904 года рождения,
деревня Заболотье Любанского района, в 1935-1936 гг. окончила
Могилевсую фармацевтическую школу) и сыновьями: Евгением (1924
года рождения, в будущем - врач) и Александром.
«А настоящая малая родина, где я входил в возраст и в жизнь
— рабочий поселок Глуша. Советское уточнение: стеклозавод «Коминтерн».
В 1930 году деда Алеся Адамовича, Митрофана Фомича Тычино, «раскулачили»
и выслали вместе с женой и тремя детьми (из семи) в далекую
и холодную Якутию. Это сказалось на судьбе всех остальных детей
М.Ф.Тычины. Матери Алеся Адамовича власти без конца напоминали,
что она — «дочь кулака». Дед Митрофан остался навек в якутской
земле, остальные члены его семьи вернулись в Беларусь. Эти события
отозвались во многих произведениях А.Адамовича.
В Глуше будущий писатель учился с первого по седьмой класс.
Любил книги и, особенно А.Пушкина, много раз перечитывал «Войну
и мир» Л.Толстого. Наибольшим «мужским» авторитетом для него
тогда были отец и дядя Антон (брат матери Антон Митрофанович
— учитель математики).
Михаил Иосифович Адамович добился строительства больницы в поселке
Глуша, которой он заведовал. «Радиус авторитета сельского врача»,
по словам Алеся Адамовича, заслуженно охватывал не только поселок,
но и все окрестности. С января 1940 года находился на военной
службе. С первых дней войны он — на фронте, был терапевтом ХІІІ
армии (командующий армией — Н.П.Пухов), дослужился до подполковника
медицинской службы.
В 1940—1941 годы. Алесь учился в Березках на Хотимщине (Могилевской
области), где учительствовал его дядя Антон, который «гранил»
его характер и знания. Вернулся в Глушу в день, когда началась
война с Германией, а для его матери, старшего брата Евгения
и его самого — «война под крышами».
Анна Митрофановна стала активной участницей Глушанского подполья
с сентября 1941 года: будучи заведующей местной аптеки, она
привозила из Бобруйска медикаменты и обеспечивала ими партизан
отряда имени Кирова, вместе со своими детьми выполняла разные
задания и поручения. В начале 1943 года она с сыновьями «пошла
в лес», в партизанский отряд имени Кирова 37-й бригады имени
Пархоменко Минского соединения. Алесь, идя в партизаны, буханку
хлеба, которую положила ему в сумку мать, заменил на однотомник
Пушкина. Некоторое время выполнял хозяйственные работы в лагере,
позже участвовал в боях в Бобруйском и Октябрьском районах,
видел смерть в лицо. В конце 1943 года часть отряда соединилась
с Советской Армией, перешла линию фронта. В начале 1944 года
по командировке Центрального штаба партизанского движения был
направлен в город Лениногорск на Алтае, где в эвакуации жила
его родная тетя. Учился в Лениногорском горно-металургическом
техникуме и одновременно работал. И День Победы он встретил
там.
Вернувшись в 1945 году в Глушу, он экстерном сдал экзамены за
среднюю школу и поступил на филологический факультет Белорусского
государственного университета. Окончив в 1950 году университет,
поступил в аспирантуру.
С 1948 года начал писать роман «Сыновья уходят в бой». 25 ноября
неожиданно умер отец. Михаил Иосифович поехал на грузовике к
роженице, а машина испортилась, тогда пошел пешком через ночь,
вьюгу, простудился, вернулся домой с высокой температурой, случился
инсульт. Смерть отца сильно потрясла его.
В 1950 году выступил в печати как критик. Объектом были: проблемы
романного жанра, творческого стиля, художественной индивидуальности.
С первых публикаций выявился бойцовский темперамент, широта
кругозора, чуткость к правде, воевал с вульгарно-социологическими
шаблонами, эстетической глухотой критики. Нажил на критическом
поле немало врагов: на смену «сталинским кадрам» шли молодые,
такие ж защитники литературного провинциализма, которые для
достижения «победы» не брезговали сотрудничеством с карательными
органами.
1954 год. После защиты диссертации: «Язык романа «Третье поколение»
и индивидуальный литературно-художественный стиль Кузьмы Чорного»
— (написал за три летние месяцы 1953 года, т.к. все годы аспирантуры
работал над романом) стал преподавателем белорусской литературы
на филологическом факультете БГУ, а затем перешел на работу
научным сотрудником в Институт литературы имени Янки Купалы
АН БССР, где работал (с перерывом) три десятилетия (с 1976 года
— заведующий сектором взаимосвязей литератур). Писал про то,
что казалось актуальным для белорусской литературы (становление
жанра белорусской литературы; Кузьма Чорный и Федор Достоевский;
творчество Максима Горецкого и классическая традиция; военная
и деревенская проза на литературной планете и т.д.). Опубликованные
научные работы всегда вызывали широкий общественный резонанс,
почти все были переведены на русскиий язык и изданы в Москве.
Весной 1954 года родилась дочь Наталья. Жена — Вера Семеновна
Адамович (в девичестве — Медведева), 1929 года рождения, филолог.
В 1958 году из печати вышла первая книга, литературоведческое
исследование «Путь к мастерству: Становление художественного
стиля Кузьмы Чорного».
1959 год . Увидел свет сборник литературно-критических статей
«Культура творчества». Эти книги имели богатую прессу. «Я кинулся
в критику, весь, со всеми мыслями и эмоциями. И литературная
критика, могу засвидетельствовать, способна стать твоей страстью,
но пока ты веришь, что это «не буря в стакане воды», а по-настоящему
общественное дело».
1960 год . Публикует в журнале « Дружба народов» романа «Война
под крышами». Позже отметил: «Если мне что и удалось в романе
«Война под крышами», то это потому, что прежде эту книгу мать
написала собственной жизнью».
1961 год . Вышла из печати монография «Белорусский роман» на
основе которой была защищена докторская диссертация. Защищал
ее в 1962 году в Киеве, в Институте литературы имени Т.Г.Шевченки:
в Минске «влиятельные» литераторы грозились не допустить защиты.
Так началось «вытеснение» Адамовича за пределы Беларуси.
1963 год . Публикует в журнале «Дружба народов» вторую часть
романа-дилогии «Сыновья уходят в бой». На основе этих произведений
написан киносценарий двухсерийного фильма «Война под крышами»
и «Сыновья уходят в бой» (режиссер Виктор Туров, автор и исполнитель
песен Владимир Высоцкий, киностудия «Беларусьфильм»,1970 г .).
С декабря 1962-1964 годы учился на Высших сценарных курсах в
Москве. Одновременно преподавал белорусскую литературу в Московском
государственном университете (1964-1966 годы ), откуда в 1966
году был вынужден уйти за отказ подписать письмо, осуждающее
Андрея Синявского и Юлия Даниэля, московских литераторов-дисседентов,
которых судили за «антисоветскую деятельность». Был вынужден
покинуть Москву и вернуться в Минск. Более полугода был безработным:
не брали ни в БГУ, куда приглашал ректор А.Н.Севченко, ни в
Академию наук. Помог Андрей Макаенок, обратившийся к секретарю
ЦК КПБ П.Машерову. Был принят на работу в Институт литературы
имени Янки Купалы в качестве старшего научного сотрудника. Принимал
активное участие в работе «реформаторского» V съезда белорусских
писателей, где состоялась острая стычка «шестидесятников» с
«неосталинистами».
В 1966 году была опубликована повесть «Виктория» (затем названа
«Асия»), в которой попробовал выйти за границы автобиографизма.
1968 год. Написал сценарий документального фильма «Хатынь, 5
километров» (режиссер И. Коловский), с которого начался новый
этап в подходе прозаика к военной теме: на смену героизации
пришла трагедийность.
1969 год. В« Дружбе народов» опубликована повесть «Последний
отпуск». А также напечатал серию статей «Широта писательского
мира» о творчестве Кузьмы Чёрного в контексте мировой литературы,
чем вызвал негативную реакцию со стороны местных псевдопатриотов
и ортодоксальных марксистов.
1970 год . Дописал «Хатынскую повесть» (журнал «Дружба народов»).
Хотя произведение имело положительные отзывы, сам писатель переживал:
«Выявил, поднял, показал одну только крупицу правды, каплю с
того, что увидел, понял, а бездонный океан народной, огненной,
хатынской памяти остался, там же, неслышимый, невидимый миру».
Пришла мысль о документальной книге.
1970-1973 годы . Вместе с Янком Брылем и Владимиром Колесником
объехали с магнитофоном всю Беларусь, побывали в сотнях сожженных
деревень, опросили и записали более трехсот свидетелей военной
трагедии, рассказы которых и легли в основу документальной книги
«Я из огненной деревни».
1975 год . Книга «Я из огненной деревни…» вышла отдельным изданием.
Переведенная на многие иностранные языки, стала литературным
бестселлером на Западе. В журнале «Полымя» опубликовал серию
литературоведческих статей о творчестве Максима Горецкого «Врата
сокровищницы своей отворяю…» — своеобразный роман-эссе.
По мотивам «Хатынской повести» в Государственном русском драмтеатре
БССР в 1977 году была поставлена пьеса «Возвращение в Хатынь»
(режиссер Б.Луценко). По мотивам книги «Я из огненной деревни…»
режиссер ВикторДашук ( по сценарию А.Адамовича) снял серию документальных
фильмов, композитор Л.Шлег написала реквием «Помните», Новосибирский
театр драмы сделал инсценировку.
С апреля 1975 года начал записывать ленинградских блокадников.
Соавтор—ленинградский писатель Даниил Гранин. В 1979 году выходит
первая часть «Блокадной книги».
1977 год. Вышло Собрание сочинений в 2-х томах.
1979 год 22 мая . После тяжелой болезни умирает мать Алеся Адамовича.
Умерла «на Миколу» весеннего, когда цвели сады. Незадолго перед
этим сам писатель перенес язвенное кровотечение. Его спас счастливый
случай и мать: он пришел навестить ее в больницу и сам был срочно
госпитализирован.
1981 год . Опубликовал роман «Каратели». Новый взгляд на концепцию
военной литературы изложен в книгах «О современной военной прозе»
(1981), «Война и деревня в современной литературе» (1982) и
«Ничего важнее» (1985), в которой «Ну так делайте сверхлитературу!»
- призвал писателей Алесь Адамович.
1982 год. Участвует в работе Генеральной асамблеи ООН в Нью-Йорке
в составе белорусской делегации. В те годы много ездил по миру,
принимая участие в международных антивоенных, антиядерных конференциях,
где выступал с докладами, давал многочисленные интервью. Публицистика
того времени собрана в книгах «Выбери — жизнь!» (1986), «Литература
и проблемы века» (1986), «Додумывать до конца» (1988).
1981-1983 годы. Вышло Собрание сочинений в 4-х томах.
1984 год . Съемки кинофильма «Иди и смотри», поставленного по
сценарию А.Адамовича (в основе сценария лежат «Хатынская повесть»
и «Каратели», в соавторстве с кинорежиссером Элемом Климовым
), проходили в Беларуси. А.Адамович принимал в них активное
участие, присутствовал на съемочной площадке.
(Этот фильм — и под первоначальным названием «Убейте Гитлера!
«А.Адамович и Э.Климов пытались поставить до этого почти семь
лет, после того, как в 1977 г. работа над фильмом была остановлена
Госкино).
1985 год. Кинофильм «Иди и смотри», получил первую премию и
Золотой приз на XIV Московском кинофестивале и обошел экраны
многих стран мира, получив огромный резонанс.
1986 год . В ночь, когда взорвался реактор на Чернобыльской
АЭС, Адамович летел на самолете на юг, в санаторий Железноводска.
Стал искать возможность разрушить стену секретности вокруг Чернобыля,
опрашивал ученых-физиков, медиков Минска и Москвы о возможных
последствиях катастрофы. После этого написал письмо М.С.Горбачеву,
тогдашнему генсеку КПСС, чтобы донести до него и мировой общественности
истинные масштабы бедствия, постигшего Беларусь. Появилась реальная
возможность влиять на ход событий. Белорусское партийное руководство
вместо того чтоб использовать должным образом интелектуальный
потенциал и организаторские способности Алеся Адамовича, организовало
в печати обструкцию, обвинив его в пацифизме, паникерстве, святотатстве
и кликушестве. В итоге он был вынужден покинуть Минск и переехать
на работу в Москву, где осенью 1987 года был избран директором
Всесоюзного НИИ киноискусства. Закончил повесть-антиутопию «Последняя
пастораль» («Новый мир», 1987 г.). Был председателем жюри кроткометражного
кино на XV Московском международном кинофестивале (1987, июль
). Вышла книга рассказов и эссе «Моление о будущем».
1988 год. Появилась возможность опубликовать главу романа
«Каратели» — «Дублер» ( «Дружба народов», 1988, №11), над которой
работал несколько лет.
1989 год. Стал народным депутатом СССР, активно использовал
три-
буну съездов для выступлений за перестройку, демократизацию
и гласность. Публицистика Адамовича последних лет собрана в
его книгах «Отвоевались!» (1990), «Мы—шестидесятники».(1991).
1991год. В дни августовского путча в Москве находился в рядах
защитников Белого дома. Эти события отразил в публицистическо-мемуарном
эссе «Спасибо, хунта!».