Мировой литературе известно много французских
писателей, особенного
внимания заслуживает Оноре де Бальзак - известный
драматург.
Родился 8 (20) мая 1799 года в Туре, умер
6(18) августа 1850 года в
Париже. Не только особенностями своего творчества,
но и самой своей
личностью и литературной карьерой он представляет
яркий тип
писателя, развивавшегося под влиянием широких
успехов
естествознания и позитивной философии, среди
суровой борьбы и
жестокой конкуренции, вызванной ростом промышленности.
Его жизнь —
это история труженика, который с неутомимой
энергией стремится
пробиться вперед, во что бы то ни стало завоевать
себе славу и
богатство. Его творчество пронизано стремлением
перенести методы
современного естествознания в художественную
литературу, стереть
грань, отделяющую литературу от науки. Его
отец был вульгарным
материалистом и оставил ряд сочинений по
социальным вопросам; выше
всего он ставил задачу физического улучшения
человеческой породы и
при помощи выводов естествознания мечтал
разрешить социальные и
моральные вопросы своего времени.
Писателю досталось мировоззрение своего отца,
его здоровье и
железную волю. Получив первоначальное образование
сперва в
провинциальном, потом в парижском колледже,
Бальзак остался в
столице, когда его отец уехал с семьей в
провинцию. Решив, вопреки воле
отца, посвятить себя литературе, он был почти
лишен поддержки со
стороны семьи. Как показывают его письма
к сестре Лауре, это не
мешало быть ему полным энергии и честолюбивых
замыслов. В своей
убогой каморке он мечтал о влиянии, славе
и богатстве, о завоевании
великого города. Под псевдонимом он пишет
ряд романов, лишенных
литературного значения и не включенных им
впоследствии в полное
собрание его работ.
В процессе жизненных испытаний в писателе
просыпается прожектер и
предприниматель. Предупреждая широко утвердившуюся
впоследствии
идею дешевых изданий, Бальзак первый затевает
однотомные издания
классиков и выпускает (1825 — 1826) со своими
примечаниями Мольера и
Лафонтена. Но издания его не имели успеха.
Так же неудачно пошли
затеянные им типография и словолития, которые
он должен был
уступить своим компаньонам.
Еще печальнее закончилась поездка Бальзака
в Сардинию, где он
мечтал открыть серебро, оставленное там древними
римлянами в
разрабатываемых ими копях. В результате всех
этих предприятий
Бальзак очутился в неоплатных долгах, вынуждавших
его к упорной
литературной работе. Он пишет повести, брошюры
по разным вопросам,
сотрудничает в журналах “Карикатура” и “Силуэт”.
С появлением в 1829 году его романа “Le dernier
Chouane ou la Bretagne en
1800” начинается известность Бальзака. С
этого момента Бальзак почти
не сходит с пути, на который вступил. Один
за другим появляются его
романы, в которых он обрисовывает все стороны
французской жизни,
выводит бесконечную вереницу самых разнообразных
типов, составляет
“величайшее собрание документов о человеческой
природе”. Он
типичный писатель-ремесленник. Подобно Золя
и в противоположность
романтикам, поэтам-пророкам, он не ждет вдохновения.
Он работает по
15 — 18 часов в сутки, садится за стол после
полуночи и почти не
оставляет пера до шести часов следующего
вечера, прерывая работу
только для ванны, завтрака, а особенно для
кофе, которым
поддерживает в себе энергию и который сам
тщательно готовил и
употреблял в огромном количестве.
Романы “Шагреневая кожа”, “Тридцатилетняя
женщина” и особенно
“Евгения Гранде” (1833), появившиеся в начале
тридцатых годов,
доставили ему громкую славу, и Бальзаку больше
не приходиться
гоняться за издателями. Однако ему не удается
осуществить мечту о
богатстве, несмотря на его необыкновенную
плодовитость; он выпускает
иногда по несколько романов в год.
Из его известных романов наиболее известны:
“Сельский врач”, “В
поисках абсолюта”, “Отец Горио”, “Утраченные
иллюзии”, “Сельский
священник”, “Хозяйство холостяка”, “Крестьяне”,
“Кузен Понс”, “Кузина
Бетта”.
Он собрал все изданные романы, присоединил
к ним ряд новых, ввел в
них общих героев, связал родственными, дружескими
и другими связями
отдельные лица и, таким образом, создал,
но не довел до конца
грандиозную эпопею, которую назвал “Человеческая
комедия”, и которая
должна была как бы послужить научно-художественным
материалом для
изучения психологии современного общества.
Быть может, влияние научного духа времени
на Бальзака ни в чем не
сказывалось так ярко, как в его попытке соединить
в одно целое свои
романы. В предисловии к “Человеческой комедии”
он сам проводит
параллель между законами развития животного
мира и человеческого
общества. Разные виды животных представляют
только видоизменение
общего типа, возникающие в зависимости от
условий среды; так, в
зависимости от условий воспитания, окружающей
обстановки и т. д. —
такие же видоизменения человека, как осел,
корова и т. д. — виды общего
животного типа.
Кроме романов Бальзак написал ряд драматических
произведений; но
большая часть его драм и комедий не имела
успеха на сцене.
В целях научной систематизации Бальзак разбил
все это огромное
количество романов на серии. В 1833 году
Бальзак получил письмо от
неизвестной ему польской аристократки Ганской,
урожденной графини
Ржевусской. Между романистом и почитательницей
его таланта
завязалась переписка (издана к столетию со
дня рождения Бальзака).
Бальзак впоследствии несколько раз встречал
Ганскую, между прочим, в
Петербурге, куда он приезжал в 1840 году.
Когда Ганская овдовела, она
приняла предложение Бальзака, но еще несколько
лет по разным
причинам не могла состояться их свадьба.
Бальзак тщательно
отделывал квартиру для себя и жены, но когда,
наконец, в марте 1850
года свадьба состоялась в Бердичеве, Бальзаку
всего несколько
месяцев осталось наслаждаться семейным счастьем
и сравнительно
обеспеченным существованием, смерть уже ждала
его.
Представление Бальзака о смысле современной
жизни, о факторах,
управляющих современным человеком, всего
лучше можно
сформулировать словами, которые он влагает
в уста каторжника
Вотрена, поучающего молодого студента: “Выскочить
в люди — вот
задача, которую стремятся разрешить 50 000
молодых людей в вашем
положении. И вы — единица в этой сумме. Подумайте,
какие усилия
потребуются от вас, какая ожесточенная предстоит
борьба! Вы будете
пожирать друг друга как пауки! Принципов
нет, а есть события; и законов
нет, а есть только обстоятельства, к которым
подлаживается умный
человек, чтобы торговать ими по-своему. Порок
теперь в силе, а таланты
редки. Честность никуда не годится. Надо
врезаться в эту толпу, как
бомба, или прокрасться в нее, как язва”.
Его романы навсегда останутся величайшим
собранием документов о XIX
столетии - собранием, в котором ярко освещены
все уголки жизни этого
промышленного и материалистического века.
Таковы основные особенности творчества Бальзака
и главные черты его
миросозерцания