Ким Юлий Черсанович (р. 23.12.1936, Москва). В 1938 отец К., переводчик с корейского Ким Чер Сан, был расстрелян, мать до 1946 была в ссылке. В 1959 К. окончил историко-филологический факультет Московского областного пединститута им Н.К. Крупской. Преподавал историю и литературу в средней школе: до 1962 на Камчатке, в 1962—1968 — в физико-математической школе-интернате № 18 при МГУ.
С начала 1960-х приобрел общесоюзную известность как автор и исполнитель лирическо-романтических и юмористических песен собственного сочинения. Наряду с Б. Окуджавой, В. Высоцким, А. Галичем и несколькими другими авторами стал “классиком” жанра авторской песни. Магнитофонные записи концертов К. (как правило, домашних) расходились по всей стране. К. много работал для театра, кино, телевидения — чаще всего как автор песен, но иногда и как драматург, сценарист, актер.
Как представителю авторской песни К. присущи музыкальная и исполнительская одаренность и сильно выраженное театральное, игровое начало. В его песнях почти всегда присутствуют ирония, стилизация, пародия, интонационно используется и обыгрывается множество как чисто литературных, так и литературно-эстрадных жанров — от деревенского фольклора и классической баллады до современного городского романса или студенческого капустника. Эта последняя особенность ярко проявилась в его работе в качестве “паролье” — поэта, пишущего песни для театральных спектаклей, теле- и кинофильмов. Здесь в полной мере выразился присущий К. дар перевоплощения. Среди наиболее известных постановок, в которых были использованы песни К. (часто совместно с композиторами Г. Гладковым, В. Дашкевичем), — фильмы “Семь нот в тишине”, “Похождения зубного врача”, “Бумбараш”, “12 стульев”, “Обыкновенное чудо”, спектакли “Пеппи Длинныйчулок”, “Как вам это понравится”, “Недоросль”, “Бойня № 5”, “Трехгрошовая опера” и др.
К. — участник петиционных кампаний 1967—1969. Он, вместе со своим тестем П. Якиром, а также И. Габаем, был соавтором одного из наиболее известных обращений тех лет: “К деятелям науки, культуры и искусства” (январь 1968). В нем анализируются негативные общественные последствия политических преследований, говорится о пагубном их влиянии на нравственную атмосферу в стране.
К этому же периоду относится и блок песен К., тематически связанных с “диссидентскими” сюжетами: суды, обыски, слежка и т.п. Эти песни — своего рода поэтическая энциклопедия диссидентства, решенная в смешанном жанровом и интонационном ключе, где присутствуют сатира, самоирония и трагизм.
В 1968 К. был вынужден уволиться из школы “по собственному желанию”. Ему было также “рекомендовано” прекратить публичные концерты; с афиш спектаклей, из титров теле- и кинофильмов, где использовались песни К., исчезло его имя. Позднее К. разрешили сотрудничать с кино и театром, при условии, что он будет пользоваться псевдонимом (Ю. Михайлов). Однако публикации в печати, хотя бы и под псевдонимом, не допускались вплоть до начала перестройки.
В 1970—1971 К. принимал участие в работе по подготовке “Хроники текущих событий”. Некоторые ее выпуски этого периода практически полностью отредактированы им.
После суда над Якиром и Красиным в 1973 в правозащитной деятельности активного участия не принимал.
После начала перестройки фирма грамзаписи “Мелодия” выпустила пластинку с его песнями (1988); в титрах кинофильмов появляется его фамилия. В 1990 выходит поэтический сборник К. “Творческий вечер”.
В последние годы К. все чаще выступает как сценарист и драматург. По его пьесам, сценариям и композициям поставлены спектакли “Ной и его сыновья”, “Волшебный сон”, “Тиль Уленшпигель”, “Бессмертный фламандец”, “Московские кухни”. Песенная пьеса-композиция “Московские кухни” стала своеобразным завершением темы диссидентства в творчестве К.
В числе последних работ К. — цикл мемуарных рассказов “Однажды Михайлов...”.
Лукашевский С.М.
Использованы материалы журнала НЛО