Крахмальникова Зоя Александровна (р. 14.01.1929, Харьков). Родители К. рано разошлись, и ее воспитывал отчим. После его ареста в 1936 К. осталась с матерью, инженером-экономистом.
После окончания в 1954 Литературного института им. Горького училась в аспирантуре Института мировой литературы АН СССР и работала в издательстве “Советский писатель”, в журнале “Молодая гвардия”, в “Литературной газете”. В 1960—1970-х публиковалась как критик в журналах “Новый мир”, “Знамя”, “Молодая гвардия” и в “Литературной газете”. Автор нескольких литературоведческих книг и нескольких десятков статей. Занималась переводами. Член Союза журналистов СССР. Вышла замуж за Ф. Светова.
После защиты в 1967 диссертации (“Творчество Ааду Хинта”) работала научным сотрудником в Институте социологии АН СССР. В 1971 пришла к православию, за что была в 1974 уволена с работы и лишена возможности печататься в СССР.
С 1971 занималась религиозной деятельностью, написала несколько книг и статей, распространявшихся в самиздате и тамиздате (в журналах “Грани” и “Вестник РХД”). Основной темой К. были проблемы религиозного возрождения в России.
В 1976 К. стала выпускать самиздатский машинописный сборник “Надежда (Христианское чтение)”. Сборник выпускался открыто, имя редактора-составителя К. стояло на обложке. “Надежда” продолжала традиции дореволюционного церковного журнала, название которого стало ее подзаголовком. На издание К. получила благословение от иерархов Русской православной церкви за рубежом. Сборник был рассчитан на людей разного образовательного уровня и разной степени приобщенности к церкви и православию. “Надежда” была чисто религиозным изданием, носившим историко-просветительский характер, принципиально стоявшим вне политики.
К. собирала для “Надежды” неизвестные в СССР тексты: сочинения Святых Отцов, пастырские послания и поучения православных подвижников, свидетельства новомучеников РПЦ (письма из ссылки священников и епископов), современные работы по православному богословию. В сборнике публиковались “пастырские беседы” Д. Дудко. К. печатала в “Надежде” и свои статьи о православной культуре.
Со временем сборник стал переиздаваться на Западе в издательстве “Посев” и распространяться в СССР в типографском виде.
К. успела составить десять номеров. К. была арестована 4.08.1982 (после ее ареста выпуск “Надежды” осуществлялся анонимно). Ей вменялось в вину составление сборника “Надежда” и передача его на Запад, написание религиозных статей, написание или подписание писем в защиту Т. Великановой и Дудко, распространение книги Дудко “О нашем уповании”. К. виновной себя не признала. 1.04.1983 Московским городским судом по ст. 70 ч. 1 УК РСФСР. К. была приговорена к одному году заключения и пяти годам ссылки. С учетом времени, отбытого в тюрьме во время следствия, она была почти сразу отправлена в ссылку в Горно-Алтайскую область. Освобождена в июне 1987 в рамках горбачевской кампании по помилованию политзаключенных.
С конца 1980-х печатала в различных периодических изданиях статьи о современном положении РПЦ. Цикл ее работ “Горькие плоды сладкого плена” (о взаимоотношениях РПЦ и советского государства) был опубликован в 1988—1990 в Канаде, Америке и Австралии. Придерживается мнения о необходимости покаяния высших иерархов РПЦ перед народом.
В 1994 К. стала составителем и одним из авторов сборника “Русская идея и евреи. Роковой спор. Христианство, антисемитизм, национализм”.
В 1995 вышла ее книга “Слушай, тюрьма!”, куда вошли “Лефортовские записки” и “Письма из ссылки”. В книге описаны переживания верующего человека, попавшего в тюрьму за свои религиозные взгляды и рассматривающего свое заключение как крестный путь. После выхода книги состоялась дискуссия “Человек и его Вера”, в которой приняли участие писатели, религиозные деятели и правозащитники.
Живет в Москве.
Паповян А.Г.
Использованы материалы журнала НЛО