(1876-1916) - американский писатель.
Рос в бедности. Его отец - У.Х.Чейни - покинул
жену до рождения сына, который был усыновлен
разорившимся фермером Джоном Лондоном, вторым
мужем матери будущего писателя. Лондон в
юности сменил много профессий:
работал на консервном заводе, на электростанции,
на джутовой фабрике, был близок к "устричным
пиратам" Сан-Францисской бухты, в 1893
году плавал матросом на шхуне. В 1894 году
Дж. Лондон принимал участие в походе армии
безработных на Вашингтон; скитался по США
и Канаде, сидел в тюрьме за бродяжничество,
подвергался арестам за социалистическую деятельность.
В 1897-1898 годах, в пору "золотой лихорадки",
совершил поездку на Аляску. В 1902 году во
время англо-бурской войны Лондон в качестве
военного корреспондента посетил Англию. В
книге очерков "Люди бездны" (1903)
изобразил жизнь бедняков в трущобах английской
столицы. Большой интерес проявлял к произведениям
Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского.
В 1907-1909 годах находился в кругосветном
путешествии, описанном в книге "Путешествие
на "Снарке" (1911). В 1914 году
он был корреспондентом американской газеты
в Мексике, где собирал материал для книги
о мексиканском освободительном движении.
Литературная деятельность Лондона началась
в возрасте 17 лет, когда в 1893 году в газете
"Голос Сан-Франциско" был опубликован
его первый очерк "Тайфун у берегов Японии".
Затем появились первые рассказы Лондона (12
сборников), несколько повестей и романов,
полностью или частично посвященные Северу.
Их герои, овеянные духом романтики и приключений,
- сильные, волевые люди, способные к самопожертвованию:
"За тех, кто в пути" (1899), "Северная
Одиссея", (1900), "Вера в человека"
(1904), "Как аргонавты в старину"
(1917) и др. В рассказе "Любовь к жизни"
(1906) герой одерживает победу над грозными
силами природы.
"Север есть Север, - писал Лондон, -
и человеческие сердца подчиняются здесь странным
законам, которых люди, не путешествовавшие
в далеких краях, никогда не поймут".
Часто не понимали их и сами "путешественники".
Для героев, которым отданы симпатии Лондона,
главным на севере было не золото, не обогащение:
одних навсегда пленяла романтика Клондайка
- "мир за горизонтом", другие больше
всего дорожили чистотой человеческих отношений,
здесь обретенной. Однако людей гнала на Север
золотая лихорадка, и она не могла не разжигать
низменных инстинктов. Высокая романтика и
грезы нездорового "золотого" ажиотажа
переплетались, оставляя причудливый отпечаток
на сознании жителей северной страны.
Бескорыстие помыслов, которым отмечены многие
герои северного цикла, плохо согласуется
с владеющим ими азартом конкуренции и мечтами
о богатстве. Лондон всеми силами старался
избежать этого противоречия, и все же оно
испортило не один его рассказ. Ему еще предстояло
избавиться от преклонения перед успехом и
перед силой, даруемой богатством. В лучших
северных новеллах Лондон сумел показать,
что корыстные побуждения непримиримы с нормами
гуманности и добра. Они были подлинной сагой
о Севере, и одними из сказаний, без которых
она была бы неполной, стали рассказы об индейцах.
Как раз в индейских рассказах поэтический
реализм Лондона принес самые зрелые художественные
плоды. Автор рисовал индейцев с глубокой
симпатией - великодушными, трудолюбивыми,
близкими к природе: "Мужество женщины"
(1900), "Сказание о Кише" (1904).
В других рассказах прославляется героическая
борьба индейцев с белыми завоевателями -
американцами: "Лига стариков" (1902),
"Жители солнечной страны" (1902).
В индейских новеллах встречаются "век
стали" и "каменный век", и
исход этого столкновения трагичен. Но Лондон
изобразил и людей, умеющих терпеть страдания,
не поступаясь национальной гордостью, и тех,
кто готов бороться за свое достоинство, в
схватке с поработителями отстоять неотъемлемое
право человека жить свободно.
Повествовательное искусство Лондона достигло
совершенства в анималистской повести "Голос
крови" (1903). Как и в "Белом клыке"
(1906), здесь мастерски очерчены характеры
животных. Близка к ним и повесть "До
Адама" (1906), в которой воспроизведены
эпизоды из жизни первобытных людей. Стиль
северных рассказов и повестей с их драматическими
коллизиями очень напряженный, язык насыщен
просторечием и меткими крылатыми оборотами.
Роман "Железная пята" (1912) тематически
перекликается с социалистической публицистикой
Лондона (статьи "Революция", "Как
я стал социалистом", "Борьба классов"
и другие).
К теме классовой борьбы Лондон обращался
и в последние годы творчества в романе "Лунная
долина" (1913). В нем изображаются картины
жизни американских рабочих, но страх героев
романа перед капиталистическим городом с
его ожесточенной классовой борьбой сменяется
их поисками безмятежного уголка природы.
Одно из лучших реалистических произведений
Лондона - "Мартин Иден" (1909).
Современниками писателя роман был воспринят
как типичная для американской литературы
"история ошеломительной карьеры".
Они не увидели в романе ничего, кроме сюжета:
ценой титанических усилии простой матрос
становится всемирно известным писателем лишь
для того, чтобы, разочаровавшись и в литературе,
и в богатстве, покончить с собой. В черновиках
роман долго носил ироническое заглавие "Успех".
Однако замысел Лондона оказался шире. И чтобы
воплотить его, нужно было не столько перо
сатирика, сколько опыт лирического повествования,
накопленный в северных рассказах, психологическое
мастерство, отточенное в "Морском волке",
и приобретенное за годы писательской работы
знание тайн творчества, которое здесь соединилось
с бескомпромиссностью позиции по отношению
к буржуазному миру и его духовной жизни.
Нигде больше писателю не удалось столь органично
сочетать план событийный и философский. Связать
столь прочными нитями историю одного человека
не только с общественным и литературным контекстом
его эпохи, но и с одной из тех вечных тем,
которые в той или иной форме появляются во
всех лучших лондоновских произведениях. В
"Мартине Идене" это была тема художника
и его мучительной борьбы с неподатливым материалом,
со вкусами современников, с необходимостью
продавать свое искусство, с собственными
человеческими слабостями. И тема была так
близка Лондону, настолько им выстрадана,
что роман приобрел в его творчестве значение
исповеди.
В цикле рассказов и романов Лондона о южных
морях налицо внешний драматизм ситуаций,
любование приключениями; сильные характеры
туземцев раскрываются в столкновении с грозными
силами южной природы или с белыми колонизаторами-авантюристами:
"Дом Мапуи", "Китовый ус",
"Маугли" из сборника "Рассказы
южных морей" (1911).
В "Сердцах трех" (1920) Лондон
обратился к новому для него, но весьма перспективному
жанру американской литературы - киноповести.
В 20-е годы американская критика поспешила
объявить Лондона безнадежно устаревшим писателем.
Она отвергала его полностью, а требовалось
внимательно пересмотреть его книги и в очень
неравноценном наследии Лондона отобрать истинные
ценности.
В том, что они непреходящи, убеждаешься,
перечитывая Лондона сегодня. Многое сохранило
интерес лишь для его биографов и для историков
американского общества начала нашего века.
Но к созданному им, к намеченным Лондоном
путям литература возвращалась так часто и
черпала из его опыта так щедро, что некоторые
его произведения без всяких натяжек можно
назвать современными и сегодня.