Метерлинк
(Maeterlinck) Морис (29. 8.1862, Гент, -
5.5.1949, Ницца, Франция), бельгийский писатель.
Писал на французском языке. Родился в семье
нотариуса. Изучал право в Париже. С 1896
жил во Франции. Идеалистические символистские
взгляды раннего М. (изложены в книге "Сокровище
смиренных", 1896) - реакция протеста
против буржуазного позитивизма и бескрылости
натуралистического искусства. В 1889 вышел
сборник стихов М. "Теплицы", в
1896 - сборник "12 песен" (в 1900
- "15 песен"). Человек в ранних
пьесах М. - жертва рока (сказка "Принцесса
Мален", 1889; одноактные пьесы "Непрошеная",
"Слепые", обе 1890; драма "Пелеас
и Мелисанда", 1892); это драматургия
молчания, намёков и недомолвок. В пьесе "Смерть
Тентажиля" (1894) намечена тема бунта
против рока. В пьесах-сказках "Аглавена
и Селизетта" и "Ариана и Синяя
Борода" (обе 1896) показаны уже не только
жертвы, но и борцы. Книга "Мудрость
и судьба" (1898) открывает цикл эссе
по вопросам познания и этики. В работе "Сокровенный
храм" (1902) М. призывает к творческой
и социальной активности; в этот период М.
близок к социалистическим кругам. Драма "Сестра
Беатриса" (1900) направлена против аскетизма,
воспевает полнокровную жизнь. Историческая
драма "Монна Ванна" (1902) утверждает
героический подвиг во имя Родины. В статьях
этих лет М. выступает против фатализма в
жизни и искусстве. Пьеса "Чудо святого
Антония" (1903) - острая антибуржуазная
сатира. В 1905 М. создал пьесу-сказку "Синяя
птица", исполненную веры в победу человека
над силами природы, голодом, войной. Впервые
она была поставлена на сцене МХТ 30 сентября
1908 и с тех пор - в репертуаре этого театра.
В годы 1-й мировой войны 1914-18 М.-публицист
клеймит германский милитаризм. Пьеса "Обручение"
(1918) продолжает рассказ об одном из героев
"Синей птицы". Пьесы, написанные
позднее, менее значительны ("Бургомистр
Стильмонда" и "Соль земли",
1919; "Жанна д'Арк", 1945, и др.).
Трагедия оккупированной немецкой армией в
1914 Бельгии, кризис бельгийского социал-демократии
оттолкнули М. от общественной проблематики.
Трактаты М. "Жизнь пространства"
(1928), "Перед лицом бога" (1937)
и др. исполнены мистицизма. М. принадлежат
натурфилософские книги "Жизнь пчёл"
(1901), "Разум цветов" (1907),
"Жизнь термитов" (1926), "Жизнь
муравьев" (1930), где наблюдения над
природой проникнуты антропоморфизмом.
В 1940 М. уехал в США, вернулся во Францию
в 1947. Написал мемуары "Голубые пузыри
(счастливые воспоминания)" (1948). Гуманистические
пьесы М. периода 1896-1918 вошли в репертуар
мирового театра. Нобелевская премия (1911).