Твен
(Twain) Марк [псевдоним; настоящее имя Сэмюэл Ленгхорн Клеменс
(Clemens)] (30.11.1835, Флорида, штат Миссури, - 21.4.1910, Реддинг, штат
Коннектикут), американский писатель. Детство провёл в городке Ханнибал
(Миссисипи). С 1853 скитался по стране, был лоцманом на Миссисипи, старателем на
серебряных приисках Невады, золотоискателем в Калифорнии, журналистом. Широкую
известность получил рассказ Т. на фольклорный сюжет "Знаменитая скачущая лягушка
из Калавераса" (1865). В 1867 Т. побывал в Европе и Палестине; книга об этой
поездке "Простаки за границей" (1869) знаменовала триумфальное вступление
фольклорного юмора в большую литературу. "Простаки" полны гордости за свою
страну, не знавшую феодального угнетения, раболепства и безземелья; юмор служит
запальчивому утверждению национальной культуры. В 1872 Т. выпустил книгу о
Дальнем Западе - "Закалённые" (рус. пер. под названием "Налегке", 1959). Это
автобиографические очерки, написанные также от лица "простака", мастера смешной
похвальбы и нарочито жестоких сравнений. В романе "Позолоченный век" (1873),
написанном совместно с Ч. Д. Уорнером, отразилась эпоха спекуляций и афер после
Гражданской войны в США, время "бешеных денег" и обманутых ожиданий. Порой
сатира молодого Т. горька, но большинство его всемирно известных рассказов,
написанных в начале 70-х гг. и вошедших в сборнике "Старые и новые очерки"
(1875), заразительно веселы. Окрашивающий их буйный юмор передаёт ощущение ещё
не растраченных сил американской демократии, умеющей посмеяться над собственными
слабостями. Маска "простака" и приём комического приведения к абсурду помогают
вскрыть алогизм привычного. В 1871-91 Т. жил в Хартфорде (штат Коннектикут).
Писателю "границы" трудно дышалось в атмосфере Новой Англии с её литературными и
моральными табу, буржуазные круги вызывали у него всё большее критическое
отношение ("Письмо ангела-хранителя", 1887, опубликовано 1946).
В 1875 в
"Атлантик мансли" ("Atlantic Monthly") Т. напечатал очерки "Старые времена на
Миссисипи"; в 1876 опубликованы "Приключения Тома Сойера"; в 1883 вышла книга
"Жизнь на Миссисипи", где к очеркам о старых временах добавлена современного
хроника; в 1884 в Англии (в США в 1885) появились "Приключения Гекльберри
Финна". Дистанция между прошлой и нынешней Америкой ощутима во всех этих книгах.
Освобождаясь от иллюзий, Т. и в американской демократии прошлого видит немало
жестокого и дикого. В его книгах о прошлом, отмеченных критической остротой и
углублением в повседневность, возникла концепция Америки, поныне остающаяся
современной. В автобиографическом "Томе Сойере" мир детства защищает себя от
натиска благопристойности и благочестия. В "Жизни на Миссисипи" прославлена
"великая лоцманская наука". Начало и конец романа о Геке посвящены тем же
мальчишеским приключениям, что и "Том Сойер", но здесь это только обрамление: в
основной части книги острокритически изображается американская глушь, с её
атмосферой повседневной жестокости и корысти. Роман написан от лица Гека,
американская жизнь даётся в его восприятии. Образ бездомного героя углубился -
прежнее его простодушие сочетается с редкой отзывчивостью. В совершенно реальном
и одновременно поэтическом образе беглого негра Джима тоже есть внутренняя
перспектива: по-детски доверчивый знаток примет наделён душевной щедростью и
деликатностью. Оба этих простодушных изгоя, плывущих по чистой реке мимо
неприглядных городишек, близки писателям 20 в. У. Фолкнер назвал их в числе
своих любимых героев. Известно высказывание Э. Хемингуэя: "Вся современная
американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется
"Гекльберри Финн"" (Собр. соч., том 2, М., 1968, с. 306). Эти слова имеют в виду
и глубокое постижение Америки через провинцию, и поэзию книги, контрастирующую с
фальшью и сонным благополучием, и свободную композицию романа, и смелое
обновление литературного языка, включающего просторечие, сленг, негритянские
диалектизмы.
Всю жизнь Т. занимала проблема средневековья. Иерархическое
общество прошлого, возмущавшее его демократическую натуру, представлялось ему
гротескным. В 1882 Т. опубликовал повесть "Принц и нищий", где аллегорический
рассказ задорно отрицает мир социальных привилегий и перегородок. Боевой
плебейский оттенок несёт остропародийный роман Т. "Янки из Коннектикута при
дворе короля Артура" (1889).
В начале 90-х гг. в жизни Т. настала тяжёлая
пора. Крах его издательской фирмы (1894) вынудил писателя лихорадочно много
работать, предпринять годовое путешествие вокруг света (1895) с чтениями
публичных лекций. Новый удар нанесла смерть дочери. Многие страницы, написанные
Т. в последние два десятилетия его жизни, пропитаны чувством горечи. В нередко
мизантропических суждениях героя повести "Простофиля Вильсон" (1894) вывернуты
наизнанку традиционные верования американских мещан. Горькое разочарование в
буржуазной демократии заставляет позднего Т. обнажать иллюзорность воспринятых с
детства идеалов и норм. В повести "Таинственный незнакомец" (опубликована 1916)
он пересматривает основные мотивы своего творчества. Вольное детство у реки в
духе "Тома Сойера" вписано тут в мрачную картину средневековых нравов.
Глумящиеся над человеческим самообольщением речи Сатаны впитали безысходную
горечь Т., но в его уста вложены и знаменитые слова об оружии смеха, перед
которым ничто не устоит.
В 20 в. Т. - признанный классик мировой
литературы и при этом подлинно национальный писатель, открыватель той Америки,
где трагическое соседствует с комическим, ужасное - с поэтическим. Один из
величайших юмористов нового времени, Т. - также любимый детский писатель. В
России Т. оценили рано: в 1872 в "Биржевых ведомостях" появился перевод его
рассказа о скачущей лягушке, в 1874 в "Отечественных записках" печатался
"Позолоченный век" (под названием "Мишурный век"). О Т. тепло отзывались М.
Горький, А. Куприн. В СССР традиционная популярность Т. ещё более упрочилась