(Wilde) (16.10.1854, Дублин,- 30.11.1900,
Париж), английский писатель и критик. Ирландец
по национальности. Окончил Оксфордский университет
(1879). Сборник "Стихотворения"
(1881) имел успех. Под влиянием лекций Дж.
Рескина об искусстве увлекся идеями так называемого
эстетического движения, проповедовал необходимость
возрождения красоты в повседневной жизни
как средства преодоления практицизма буржуазного
общества. В 1882 совершил турне по городам
США, выступая с лекциями по эстетике; в США
издал революционную мелодраму "Вера,
или Нигилисты" (1882, рус. пер. 1925,
Берлин), выразившую бунтарские настроения
молодого писателя, и стихотворную трагедию
"Герцогиня Падуанская" (1883, рус.
пер. В. Брюсова, 1911). Вернувшись в Лондон,
сотрудничал в газетах и журналах. Был осужден
на два года тюремного заключения по обвинению
в безнравственности (1895-97), по выходе
из тюрьмы поселился в Париже. Душевный надлом
получил отражение в поэме "Баллада Редингской
тюрьмы" (1898, рус. пер. В. Брюсова,
1915) и в посмертно опубликованной исповеди
"De Profundis" (1905).
В обстановке социального и идеологического
кризиса английской буржуазного общества конца
19 в. У. примыкал к антибуржуазному направлению
в литературе и театре, в некоторой степени
испытав влияние идей социализма ("Душа
человека при социализме", 1891). Представление
о том, что искусство не только самоценно,
но первично по отношению к жизни, сближало
его с декадентским эстетизмом и сторонниками
"искусства для искусства". Однако
творчество У. было не лишено значительного
жизненного содержания. Ранняя поэзия У. изысканно
орнаментована, книжна, в ней сильно влияние
французского символизма. Наряду с этим в
его творчестве звучат социальные мотивы.
В "Балладе Редингской тюрьмы" декадентские
мотивы любви на грани смерти сочетаются с
горячим состраданием к несчастью человека.
Сказки ("Счастливый принц", "Звёздный
мальчик") и "Стихотворения в прозе"
У. лиричны, возвышенны по стилю и содержанию.
"Кентервильское привидение", "Преступление
лорда Артура Севиля" - остросюжетные
новеллы, пронизанные иронией. Образец интеллектуального
романа конца 19 в. - "Портрет Дориана
Грея" (1891). Украсив всем блеском своего
стиля проповедь аморализма, вложенную в уста
лорда Генри, У. вместе с тем признаёт, что
культ красоты и жажда наслаждений не должны
приводить к отказу от истинной нравственности.
Однако современниками роман в основном воспринимался
как проповедь эстетского аморализма.
Трагедии "Герцогиня Падуанская",
"Саломея" (1893; первоначально
на французском языке), "Флорентийская
трагедия" (1895, опубликована в 1908,
не закончена) - попытки возрождения поэтической
драмы больших страстей. Иной характер имеют
светские комедии, полные остроумных парадоксов
и эпиграмм на нравы господствующих классов:
"Веер леди Уиндермир" (1892), "Женщина,
не стоящая внимания" (1893), "Как
важно быть серьёзным" (поставлена 1895,
опубликована в 1899). Социально-критические
мотивы сильны в комедии "Идеальный муж"
(1895), где изобличаются нечистые методы
буржуазных карьеристов.
В критических статьях 80-х гг. (сборник "Замыслы",
1891) У. осветил наиболее близкие ему явления
современной английской литературы (У. Моррис,
У. Патер, Ч. А. Суинберн и др.). Вместе с
тем он высоко ценил народное песенное творчество,
поэзию П. Беранже и с уважением писал о художественном
мастерстве О. Бальзака, Л. Н. Толстого, И.
С. Тургенева и Ф. М. Достоевского