Жуков Дмитрий Анатольевич - прозаик, литературовед, переводчик. Родился 20 августа 1927 года в Грозном в семье инженера-нефтяника. Потомок старинного дворянского рода, давшего России воевод, наместников, губернаторов, дипломатов и писателей. В декабре 1944 добровольно вступил в ряды Советской Армии. В апреле
1945 был ранен на 2-м Украинском фронте. В 1947 окончил Киевское военное училище связи, служил командиром взвода и роты в г. Николаеве. По окончании Военного института иностранных языков (1949-1954) зачислен в распоряжение Генштаба, служил за границей и в Москве до 1960 г. Имеет боевые и правительственные награды. Заслуженный работник культуры РФ. Лауреат премий «Золотое перо» и «Серебряная лира». Действительный и почетный член нескольких академий.
С 1955 г. Жуков занимался переводом сербской, английской и американской классики и современной литературы. Всего им издано около ста книг переводов (Нушич, Глишич, Голсуорси, Уэллс, Конан-Дойл, Даррелл, Джек Лондон, Стейнбек, Саймак, Брэдбери и др.). Отказавшись вступить в компартию, Жуков был отстранен от загранкомандировок, занимался алгоритмом перевода с английского на русский, действующим по сей день в компьютерных программах. По увольнении из армии написал несколько научно-художественных книг о своей работе, множество рассказов, исторических хроник, очерков, статей, филологических работ.
С ростом национального самосознания Жукова захватывает борьба против разрушительных тенденций в отношении русской культуры. Он вместе с другими писателями, художниками, историками участвует в 60-х гг. прошлого века в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и «Русского клуба» при нем.
Расцвет творчества Дмитрия Анатольевича Жукова падает на 1970-е годы. Преодолевая сопротивление идеологических органов, он публикует биографии протопопа Аввакума (197З) и современного собирателя древних рукописей В. И. Малышева (1978), объединив из в дилогию «Огнепальный», которая вызвала самый широкий интерес у патриотически настроенных читателей и критиков, переиздавалась многократно, переводилась на иностранные языки. Одно за другим следуют повествования о югославском драматурге Браниславе Нушиче, художнике Верещагине и генерале Скобелеве, Льве Толстом и Грибоедове, борце Поддубном и абхазском долгожителе Аршба, роман-мистификация «Козьма Прутков И его друзья», труды о переводческом искусстве и биографическом жанре. Рассказы и очерки Жукова ежегодно отмечались в журналах, как лучшие произведения года.
Критик О. Н. Михайлов писал: «Перо Дмитрия Жукова обладает редкостным свойством: оно оживляет все, кчему прикасается. Самые непохожие, полярные фигуры, самые далекие друг другу жанры покоряются этому веселому и точному перу, этой крепкой талантливой руке. Стержневым началом его творчества служит тема патриотическая, тема любви к России, старой и новой. В художественных исканиях писателя объединяющим началом стало стремление расширить русло традиционных форм биографического жанра. Он улавливает такие связи, которые придают его биографиям романную, даже драматургическую сюжетность, делая при этом биографию своего героя фактом собственной, внутренней, интимной жизни, отправляясь с ним не только в географическое путешествие, но и в «путешествие души».
Однако «Литературная газета» (1979) и другие влиятельные органы печати критиковали Жукова за «отступление от принципов марксизма-ленинизма», которых писатель не придерживался никогда. «Правда» (1983) писала о его книге «На семи холмах» (1981 ), что «здесь расточаются безудержные славословия святым Сергию Радонежскому, Пафнутию Боровекому.. . делается вывод о неразрывной связи в прошлом культа и культуры», И требовала «создать надежный заслон подобным изданиям». Именно в этой книге были собраны статьи Дмитрия Жукова о безобразном отношении к памятникам русской истории и культуры, монастырям, церквам, местам, связанным с жизнью великих русских писателей.
Тем не менее, разрушители еще не всесильны, и едва ли не ежегодно выходили биографические книги Жукова и среди них - о таких полярных фигурах, как А. К. Толстой и Б. Савинков, сборники этюдов, критических статей и очерков, подготавливались собрания сочинений классиков и обширные публикации о трудах и днях В.В. Шульгина.
В 1990-е годы, находясь в резкой оппозиции к плутократическому режиму, Жуков много выступал, был сопредседателем Фонда славянской письменности и культуры, председателем Общества русско-сербской дружбы, в качестве какового подвергался аресту за организацию демонстрации против американских бомбардировок Белграда 13 апреля 1994 г. В настоящее время Жуков продолжает свою работу в биографическом и публицистическом жанрах. Живет в Москве.
Биография из журнала "РОМАН-ГАЗЕТА" №9, 2004 г.