ЛИБУШЕ
Торжественное представление в трех актах (шести картинах)
Либретто Й. Венцига
Действующие лица:
Либуше, чешская княжна Пржемысл из Стадиц |
сопрано баритон тенор бас бас баритон сопрано контральто |
||||
Хрудош с Отавы Штяглав с Радбузы |
} |
братья |
|
||
Лютобор с Доброславских холмов, их дядя Радован с Каменного моста |
|||||
Красава, дочь Лютобора Радмила, сестра Хрудоша и Штяглава |
} |
обе при дворе Либуше |
|||
Старшины, воины, священнослужители, сенные девушки двора Либуше, челядь Пржемысла, народ.
Действие происходит в чешских землях в языческие времена.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Первоначальные наброски оперы относятся к 1861 году. В течение многих лет Сметану привлекала мысль создать оперу на основе народных легенд о княгине Либуше, мудрой правительнице Чехии, воспетой многими деятелями чешского искусства. Эту оперу композитор задумал, желая прославить Чехию, ее героическое прошлое, ее прекрасное будущее. В 1866 году Й. Венцигом (1807—1876) было закончено либретто, а в 1872 году Сметана завершил «Либуше». Он назвал ее «Торжественным представлением в трех частях», оговорив, что ее не следует показывать как обычный спектакль. По замыслу композитора, «Либуше» должна исполняться лишь в особых случаях, в ознаменование праздничных событий. Поэтому Сметана очень долго отказывался от постановки оперы. Ее премьеру он решил приурочить кторжественному открытию Национального театра в Праге, фундамент которого был заложен в 1868 году. Но премьера «Либуше» смогла состояться лишь 11 июня 1881 года. Постановка оперы вызвала большой патриотический подъем. Сейчас спектаклем «Либуше», как правило, начинается сезон Пражского оперного театра.
МУЗЫКА
«Либуше» — эпически величавое произведение, прославляющее родину и народ. Тон повествования строгий и торжественный, декламация возвышенная, могучие хоровые фрески придают опере черты монументальной оратории, а партия оркестра наделена богатством и красочностью колорита.
В увертюре звучат темы, рисующие Либуше. Первая картина первого акта (он называется «Либушин суд») — сцена в палатах княжны, где звучит ее ариозо «Вечный боже», — широкораспевное, насыщенное народно-чешскими оборотами. Ей контрастирует бурная, взволнованная музыка, передающая душевное состояние Красавы.
Начало второй картины — речитативная сцена, обрамленная хором. Выход Либуше сопровождается ее арией «Вы, судьи», полной энергии, решимости и величия. В сцене суда речитативные высказывания перемежаются репликами хора. Акт заканчивается хором, славящим Либуше и ее жениха.
В первой картине второго акта (он называется «Либушин брак») господствует сумрачный тревожный колорит. Ария Красавы «Отец мой» — скорбная и страстная. В сцене Красавы и Хрудоша музыка постепенно преображается, приобретая черты взволнованной лирики, экзальтации.
Во второй картине преобладают светлые пасторальные тона. Ария Пржемысла «Солнышко греет» — проникновенно лирична; в дальнейшем в ней звучат героические мужественные интонации. Финал второго акта — снова мощная хоровая сцена.
В первой картине третьего акта (он назван «Пророчества») ария Либуше «Мир снова воцарился» носит просветленный характер. Ее сменяет большой ансамбль, а затем горделивое, исполненное счастья ариозо «То он». Кульминация оперы — пророчество Либуше. Музыка, рисующая события истории Чехии, становится то тревожной, то грозной, то величественной. Заканчивается опера торжественным гимническим хором.