Новаторство Чехова-драматурга. Пьеса «Вишневый сад»(1903): простота сюжета; лиризм (особая эмоциональность..речи персонажей, подчеркнутая авторскими ремарками; зрительные и слуховые эффекты — в пьесе «Вишневый сад» это стук топора, звук лопнувшей струны); отсутствие главного героя или героини (в центре — группа, и важен каждый). Большое количество внесценических персонажей. Зло в пьесах Чехова не персонифицировано, оно не имеет конкретного источника. Зло скрывается в самом устройстве жизни. Прямых конфликтов и столкновений у Чехова нет, как нет и ключевого события, которое организует сюжетное единство драмы. Особое строение диалога и монолога (герои часто говорят не о том, о чем думают или о чем надо говорить; отсюда большая роль «случайно» вырвавшегося слова, восклицания, паузы, жеста) — важен подтекст. Нужно заметить, что в пьесе «Вишневый сад» реплики героев вообще с трудом; переходят в диалог, так как каждый герой слышит только себя, «погружен» в себя. Старый Фирс глух, но и остальные персонажи страдают своеобразной «глухотой». Раневская, увидев Фирса, говорит ему: «Я так рада, что ты еще жив». Он отвечает: «Позавчера». В тексте пьесы можно найти множество таких несообразностей. Образ сада. Мотив времени. Мотив глухоты. И жанр пьесы «Вишневый сад» (лирическая драма), и ее конфликт являются отступлением от норм классической драмы. В пьесе нет положительных и отрицательных героев (в классическом понимании), каждый персонаж достоин как сочувствия, так и осуждения. Каждый герой в глубине души недоволен своей жизнью, каждый ждет надвигающегося конца — отсюда ощущение призрачности, нереальности всего происходящего. Лопахин, купивший имение, недоволен Раневская разорена, но это ее не беспокоит, драма Раневской более глубока. Необычно. приглушенно звучат в пьесе Чехова знакомые нам по другим произведениям социальные и психологические мотивы
Прошлое, настоящее и будущее в пьесе.
Прошлое связано с образом Раневской, Фирса. Фирс — живая память старинных обычаев и образа жизни. Он — «добрый дух» дома, хранитель «старины» (в хорошем смысле — всего того, что дорого) Фирс оставлен умирать в старом доме. Он и не мыслится вне этого дома. Настоящее — Лопахин Будущее — Аня и Петя. Петя лишь дает толчок движению Ани. Аня лишена памяти прошлого, ничто не останавливает ее движения. Хорошие, человечные черты есть в каждом из героев, но в пьесе нет героя нового времени — нового человека. Создается ощущение, что люди не готовы к переменам, ожидающим их в скором времени.