А. А. Ахматова принадлежала к акмеизму (поэтическому течению). Поэты-акмеисты: Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам, С. М. Городецкий и другие. Акмеизм был связан с символизмом, но не поддерживал крайние проявления последнего. Акмеисты открывали ценность человеческой жизни, потаенный смысл предметов и слов. Большую роль в поэзии акмеистов играют детали: движение, слово, жест. Внутреннее душевное состояние лирического героя акмеисты передавали через окружение — мир вещей, через детали, поведение, избегая прямого описания. Основные темы лирики Ахматовой: тема любви, тема поэта и поэзии, лирика военных лет. Тема любви. Первые книги Ахматовой почти исключительно составляют стихотворения любовной тематики. В стихотворениях Ахматовой любовь предстает не как статичное состояние, а как моментально схваченный штрих, сцена. Чувство любви у Ахматовой лишено мистики, оно совершенно «земное». Первые сборники «Вечер»(1912 г.) и «Четки» (1914 г.). Лирика («Сероглазый король», «Песня последней встречи» и другие стихотворения). В 20-30-е годы решение любовной формы меняется. Теперь им свойственны пафос, возвышенность. Тема поэта и поэзии. Как рождаются стихи (стихотворение «Тайны ремесла», 1940 г.). По мысли Ахматовой, поэт наделен особым даром слышать то, что не слышат другие. Стихи же — это сама жизнь. Жизнь порождает поэзию, поэт доносит ее до людей. Ответственность поэта. Тема войны. В годы войны Ахматова выражает народную скорбь, "Она ощущает единство со всем русским народом, разделяет судьбу своей страны. Тема войны неразрывно связана с темой Родины в лирике Ахматовой. Стихотворение «Мужество» — Родина отождествляется с русской речью, с самым дорогим, за что нужно мужественно бороться, ведь слово — это дух нации. В лирике Ахматовой военных лет постоянно употребляется «мы»:
Мы знаем что ныне лежит на весах И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет.
(1942 г.).