Некоторые факты биографии поэта: знакомство с Жуковским, поэтами-любомудрами, дипломатическая служба в Германии и др. Философская лирика и раздумья поэта о смысле человеческого быгия, о красоте земного мира, драматизме человеческих чувств. Основные особенности поэтического языка, основные приемы — олицетворение (наделение неживых предметов свойствами живых), параллелизм, расположение рядом сходных элементов речи (лексический параллелизм), синтаксических конструкций (синтаксический параллелизм), образов, тем с целью создания целостного поэтического образа. Мир в представлении Тютчева — хаос, первозданная стихия, причем мир, видимый нами, является лишь временным порождением этого хаоса. Ночь как мистическое время суток, когда все видимое скрывается, и человек один на один остается с загадкой бытия. Лирика природы: переменчивый и загадочный мир природы казался Тютчеву исполненным глубокого смысла, он будил в нем ответные чувства. Пейзажная лирика Тютчева не просто описывает картины природы — но содержит философские размышления о природе, попытку проникнуть в ее тайны. Ощущение катастрофичности бытия. Место человека в лирике Ф. Тютчева.
«Что ты клонишь над водами...» романтические традиции в русской лирике, образец философской лирики. При анализе раскрыть понятия: антитеза, природа и человек, параллелизм.
Тексты: «С чужой стороны», «Как сладко дремлет сад темно-зеленый...», «Еще земли печален вид...», «День и ночь», «Эти бедные селенья», «Живым сочувствием привета...», «Еще томлюсь тоской желаний...», «Она сидела на полу...», «В разлуке есть высокое значенье...», «Нам не дано предугадать...». «Есть в осени первоначальной...». «Осенний вечер», «Умом Россию не понять...», «Весенние воды», «Неохотно и несмело...», «Листья», «Фонтан», «Как весел грохот летних бурь...».