Мир автора, показанный через образ лирического героя, поэта, рассказчика и друга Онегина. Автор-персонаж («приятель» Онегина) появляется уже в первой главе: «Условий света свергнув бремя./Как он, отстав от суеты,/С ним подружился я в то время». Онегин вызывает у автора симпатию, но «Всегда я рад отметить разность/ Между Онегиным и мной». Видимо, эта «разность» объясняется тем, что устремления автора, как человека творческого, направлены в окружающий мир, он всегда открыт для красоты, радостей и несчастий этого мира; Онегин же долгое время был занят исключительно собой. Во 2-й главе автор появляется, описывая внешность и привычки Ольги, и замечает, что и сам прежде любил этот образ, но он ему «безмерно» надоел. Лирические отступления как особая сюжетная линия, раскрывающая образ автора. Тематические группы лирических отступлений: автобиографические (например, глава восьмая, начало: «В те дни, когда в садах Лицея/Я безмятежно расцветал... /В те дни в таинственных долинах,/Весной, при кликах лебединых,/Близ вод, сиявших в тишине, /Являться муза стала мне»); критико-публицистические, беседы на бытовые темы (глава седьмая:
Когда благому просвещенью Отдвинем более границ,
Со временем (по расчисленью философических таблиц,
Лет чрез пятьсот) дороги, верно, У нас изменятся безмерно: Шоссе Россию здесь и тут, Соединив, пересекут).
Пейзажные (глава седьмая
Настала осень золотая.
Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана...
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы.
Не радо ей лишь сердце Тани...) а также глава седьмая, первые три строфы.
Отступления на гражданскую тему (глава седьмая, со слов «Москва...как много в этом звуке для сердца русского слилось!» и далее).