Всё кратко - wap версия

Сочинения

Сочинения: Толстой Л.Н.

Сочинение по произведению на тему: Молитва и жизни героев <Войны и мира>


Неповторимое своеобразие романа Толстого <Война и мир> не подлежит доказательству. Что же скрывается за этим простым и лаконичным на первый взгляд названием - <Война и мир>? Закрывая последнюю страницу, ты уже теряешься в потоке значений этой антитезы. И вслед за названием множество смысловых оттенков приобретает и содержание книги. И слово <роман> уже, на мой взгляд, не подходит ей. Скорее здесь уместно название самого автора <Новое писание>. Собственное осознание Толстым Евангелия, его понимание божественной сущности. И, несомненно, для персонажей произведения, наполненного подобным смыслом, бог, духовные искания, <свет> играют основную роль в жизни. И путь к божественным вершинам, к общению с Богом через благодатную, всемогущую молитву известен и им. Для каждого из них это своя до-рога, свое откровение, однако все они обретают искомое. Попытаемся рассмотреть роль молитвы в произведении Толстого <Война и мир>.Для начала нужно поговорить о <божественной сущности> произведения в целом. И здесь прежде всего хочется сказать о том, что в этой импровизированной <модели мироустройства> также есть общепринятая градация на существа <низкие, дьявольские>, людей обычных - <между небом и адом> и существ высших, <обладающих божественным светом>. И соответственно для первых путь к небесным откровениям закрыт, вторые обращаются к помощи простой молитвы и через нее ищут свою ниточку к небесам, третьи же, сами являясь по сущности небесными созданиями, идут к пониманию истины путем неординарных, сложных и мучительных изысканий. В своем сочинении я буду говорить, конечно же. о последних двух, сердца которых открыты для прозрения. Как и герои Достоевского, они проходят свой путь надежд и страданий, в котором они обретают себя, обретают Бога. И первый персонаж, духовное возрождение которого я хотела бы описать, - это Наташа Ростова. Из маленькой девочки, дарившей счастье всем вокруг и видевшей лишь <свет> в жизни, она превратилась в зрелую женщину, способную сострадать. И путь этот начинается с ее знакомства с князем Андреем. <Неуемная сущность> его пробуждает в Наташе неведомые ей до сих пор силы, заставляет волноваться ее <детский, розовый мир>. Однако не через великое счастье лежит путь к возрождению, а лишь через испытания. И таким испытанием <огнем> для Наташи становится Анатоль. После неудавшегося бегства с ним она, казалось бы, умирает, но это лишь низшая ступень, первая в ее <подъеме>. И вот оно, то вечное лекарство, что возрождает ее к новой жизни, - благодатная молитва. Да это и неудивительно, ведь болезнь ее была болезнью души, а не тела. И в молитве она чувствует возможность очищения души. Именно в молитве она находит успокоение: вернувшись от причастия, в первое <возрожденное> воскресенье, она в первый раз ощущает себя спокойной и готовой к будущей жизни. Постепенно через молитву она учится терпению и состраданию, открывает для себя божественный свет. Наташа молилась за прощение своих грехов, молилась и за счастье окружавших ее людей. И в этом плане очень интересна последняя молитва в домовой церкви Разумовских в ту упомянутую Толстым субботу 11 июля. Наташа в душе своей не может молиться за попрание врагов своих, истинная вера не позволяет ей этого. И именно в этой молитве раскрывается наша <новая> Наташа, Наташа, открытая для Бога, для любви, умеющая слушать и сострадать. Следующий персонаж, который мне хотелось бы показать в своем сочинении, - это княжна Марья. О роли Бога в ее жизни можно сказать, несомненно, очень многое. Для нее молитва значила практически все. Она была ее <жизненной ниточкой>; ведь жизнь без Бога она себе не мыслила. А это самый короткий и доступный путь к божественному благословению. Причем своими молитвами она больше старается оградить от несчастий своих близких, нежели себя. Ее христианская сущность требует жертв, она не дает ей долго задумываться о своей судьбе. Не случайно дом ее всегда полон странниц, да и сама она думает о том, чтобы стать одной из них. Поэтому для нее так важно, чтобы князь Андрей принял от нее образок. Так она пытается защитить его, так ей кажется легче вымолить у Бога защиту для него. Молитва - ее надежда, ее спасение, ее <подруга>, ее <жизненная сила>. Она живет в мире <света> и молитв, и это единственная возможность для нее выжить в жестоком мире. Не будь у нее возможности общения с Богом - и жизнь не имела бы смысла. Далее хотелось бы рассказать о двух существах высших, о двух толстовских любимых героях, князе Андрее и Пьере. Они ищут смысл жизни через свои особенные <молитвы>. И каждый неосторожный шаг оставляет рану в их душах. Хотя искания Пьера все-таки более близки к традиционным способам. Став масоном, он тоже ищет свой путь к Богу. Его молитва - это его дела. Стараясь соответствовать масонским заветам, он надеется обрести себя, надеется стать ближе к Богу, найти смысл жизни. Своеобразным свершением <покаянных молитв> можно назвать и его масонские дневники, в которых он записывал свои деяния после вступления в ложу масонов. Князь Андрей же приходит к Богу, к молитве путем поиска смысла жизни. Причем интересно, что он как бы со снисхождением относится к набожности княжны Марьи, однако сам стремится к христианской добродетели, стремится к тому, чтобы приносить пользу людям. И закономерный исход его жизни предопределен. Он все равно возвращается на небо, находит свой путь, свою молитву. Его молитвы услышаны, он находит то, что искал. Нельзя не отметить и силу молитвы для народа в целом. Вспомнить хотя бы молитву войска Смоленской Божьей матери перед Бородином, эти <однообразно жадно смотревшие> на икону лица. Наконец, выход Кутузова: <Он перекрестился привычным жестом, достал рукой до земли и, тяжело вздохнув, опустил свою седую голову>. Испытываешь ощущение какой-то благодатной минуты тишины и единства, единства всех людей - равных для Бога. И, заканчивая свое сочинение, хотелось бы сказать, что тема молитвы далеко не исчерпывается приведенным множеством примеров, достаточно вспомнить хотя бы рассуждения Николая Ростова о молитве при воспоминании о Соне: <Да, молитва сдвинет гору...> Молится и сама Соня. Молится, как всегда, за других. Однако опять же, подводя итог, можно лишь еще раз сказать, что для персонажей этого произведения молитва играет огромное значение как связь с Богом, надежда, возрождение. Каждому из них она несет что-то светлое, что-то жизненно важное: Наташа становится <настоящей> женщиной, князь Андрей находит свой смысл жизни, княжна Марья - успокоение.
Загрузка...