Сочинения
Сочинения: Тургенев И.С.
Сочинение по произведению на тему: Евгений Базаров и Павел Кирсанов
Способность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия — важная отличительная черта Тургенева-писателя. В романе “Отцы и дети” воссоздана эпоха, предшествующая отмене крепостного права — действие начинается 20 мая 1859 года. В обстановке общественного кризиса резко обострились споры разных поколений о
народе, общественном строе, путях переустройства мира, искусстве, религии... Впрочем, открытое столкновение Базарова и Павла Петровича Кирсанова предопределено тем, что герои отличаются не только по возрасту, но и по социальному положению — сын генерала-аристократа Кирсанов и разночинец Базаров.
Павел Петрович Кирсанов — сын боевого генерала, принимавшего участие в Отечественной войне 1812 года — формировался как личность в эпоху правительственной реакции. Отсюда — идеализм, вера в Бога, культ чувства. Тургенев проводит героя через испытания любовью. Встреча на балу с княгиней Р. изменяет всю жизнь Кирсанова, “загадочный взгляд” молодой кокетки проникает в самое сердце. Он “встретил ее на одном бале, протанцевал с ней мазурку, в течение которой она не сказала ни одного путного слова, и влюбился в нее страстно”. Герой не в силах противиться своему чувству.
Безответная любовь окончательно выбивает Павла Петровича из колеи. Известие о смерти
княгини Р. заставляет героя отказаться от “суеты” и поселиться в Марьине.“... потеряв свое прошедшее, он все потерял”. Описание его жизни выделено в отдельную главу именно потому, что жизнь эта внутренне исчерпана, духовное развитие завершено.
К поколению “детей” относится в романе “Отцы и дети” сын бедного уездного лекаря Евгений Базаров. Сама внешность героя — “обнаженная красная рука”, “балахон” — контрастирует с аристократическим видом Павла Петровича — “темный английский сьют, модный узенький галстук и лаковые полусапожки”, “изящный и породистый” облик. Д.И. Писарев отмечает в своей статье “Базаров” (1862): “Этот Базаров, человек сильный по уму и по характеру, составляет центр всего романа. Он — представитель нашего молодого поколения; в его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах...” Жизненный путь Базарова типичен для разночинца: учеба в медико-хирургической академии в 1855-1859 годах, увлечение естественными науками и
вульгарным материализмом, “самоломанность”. Обстановка “трудовой жизни” оказала
решающее влияние на героя. Атеизм сочетается в Базарове с верой в возможности познания мира силами человеческого разума.
Важную роль в судьбе Базарова играет любовь, хотя он и считает ее “белибердой”, “непростительной дурью”. Конечно же, молодой нигилист не может быть назван аскетом. Так, Фенечка очаровывает его молодостью, чистотой, непосредственностью. Дуэль с Павлом Петровичем происходит в тот момент, когда Базаров выведен из душевного равновесия страстью к Одинцовой (об этом говорит и симметричное повторение глав в романе). Речь не идет о подлинной любви героя к миловидной, но достаточно пустой Фенечке. Иное дело — отношения с Одинцовой. Чувство Базарова — это не только
физическая страсть, “голос крови”, это — любовь, “...он легко сладил бы с своей кровью,
но что-то другое в него вселилось, чего он не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”. Любовь Базарова в чем-то отличается от любви Павла
Петровича к княгине Р. В Анне Сергеевне героя привлекает глубокий ум (“баба с
мозгом”), независимость суждений, определенная внутренняя свобода. Борьба
Базарова со своим чувством изначально обречена на неудачу. Решение расстаться с
Одинцовой оставляет в душе героя тяжелый след. Своим романом Тургенев утверждает
вечную ценность для человека любви, красоты, искусства, природы. Перед великой и
таинственной любовью равны Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров.
Столкновение эстетических позиций Базарова и Павла Петровича составляет содержание шестой главы романа. “Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”, — утверждает молодой нигилист. Базаров не признает искусства. Он высмеивает страсть Николая Петровича к игре на виолончели, привязанность “старичков Кирсановых” к
Пушкину и прочую, говоря его словами, “романтическую дребедень”. Для Тургенева-романиста важным является и отношение Евгения Базарова к природе. Борясь с преклонением перед природой “романтиков”, Базаров противопоставляет ему подход
естествоиспытателя: “Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Взгляд Базарова односторонен. Утилитаризм в восприятии искусства и природы чужд не только Павлу Петровичу и Николаю Петровичу, но и Аркадию. Сам Тургенев в этом важном вопросе целиком на стороне “отцов”. Его позицию доказывают и роль пейзажа в произведении, и описание одинокой могилы Базарова, и игра на виолончели Николая Петровича. Завершая роман словами о “жизни бесконечной”, Тургенев “поправляет” своего героя, соглашается с ним во многом, но не во взглядах “на художества”.
Позиция Павла Петровича по отношению к искусству и природе, — как уже говорилось, близка Тургеневу. Между тем Кирсанов отнюдь не романтик. “Как человек желчный и страстный, одаренный гибким умом и сильною волею, Павел Петрович резко отличается от своего брата и племянника, — отмечает Писарев. — Он не поддается чужому влиянию: он сам подчиняет себе окружающие личности и ненавидит тех людей, в которых встречает себе отпор”. Спор об аристократизме, “принципах” и русском народе играет важную роль в романе “Отцы и дети”. Кирсанов гордится собственным аристократизмом, именно аристократию считает прогрессивным слоем общества. Он говорит: “...аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди”. Ответ Базарова точен и глубок: “Аристократизм,
либерализм, прогресс, принципы... подумаешь, сколько иностранных.., и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны”. Нет надобности говорить, что Базаров выступает не против “прогресса”, а против пустословия, праздной бездеятельности
Павла Петровича и ему подобных.
В принципиальном споре Базарова и Павла Петровича о русском народе сталкиваются “сковывающая, леденящая сила прошедшего” и “разрушительная, освобождающая сила настоящего”. Кирсанов восхищается патриархальной отсталостью русского мужика, выступает лишь за мелкие преобразования в общественной жизни, например искоренение взяточничества. Напротив, Базаров осуждает темноту, невежество, излишнюю покорность народа, отрицает сами устои крепостнического строя. Слабая же сторона его политических взглядов заключается в незнании того, что будет построено на развалинах старого мира. Нет у Базарова и настоящих учеников, последователей. Трагическое одиночество героя усугубляется отъединенностью от народа — мужики видят в нем лишь “шута горохового”.
Писарев проницательно отмечал: “Изучив характер Базарова, вдумавшись в его элементы и условия развития, Тургенев видит, что для него нет ни деятельности, ни счастья. Он
живет бобылем и умрет бобылем, и притом бесполезным бобылем, умрет как богатырь,
которому негде повернуться, нечем дышать, некуда девать исполинские силы, некого
полюбить крепкою любовью”.
Базаров не оставил после себя учеников, не изменил окружающий мир. Какой же смысл имела судьба героя? Ответ заключается, на мой взгляд, в философском финале романа “Отцы и дети”. Слова о “вечном примирении и о жизни бесконечной” говорят нам о том, что через Базарова “воскрешает сама жизнь”. Именно в этом, а не в тех или иных политических взглядах, заключается подлинная “революционность” тургеневского героя, его нравственное превосходство над Павлом Петровичем Кирсановым.