Сочинения
Сочинения: Тургенев И.С.
Сочинение по произведению на тему: Трагизм образа Базарова. (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".)
Роман И.С. Тургенева «отцы и дети» был написан в 1862 г. Это было время, когда обнаружился кризис крепостнической системы, в эти годы обострилась борьба между революционерами-демократами и либералами. В своем романе Тургенев придал широкое гуманистическое освещение этой политической борьбе. Речь шла о культурной преемственности в ходе исторической смены одного поколения другим. Тургенев увидел опасность в разрыве связи времен. Ведь возникший раскол коснулся не только политических, социальных, но и непреходящих, вечных культурных ценностей.
Евгений Базаров, главный герой романа, - типичный демократ-разночинец 60-х годов. Тургенева привлекает в своем герое отсутствие барской изнеженности, презрение к прекраснодушной фразе, порыв к живому практическому делу. Базаров силен в критике консерватизма Павла Петровича, в обличении пустословия русских либералов, в отрицании эстетского преклонения «барчуков» перед искусством, в критике дворянского культа любви. Но, бросая вызов отживающему строю, герой в ненависти к «барчукам проклятым» заходит слишком далеко. Отрицание «вашего» искусства перерастает у него в отрицание всякого искусства, отрицание «вашей» любви – в утверждение, что любовь – «чувство напускное»: все в ней легко объясняется физиологическим влечением. Отрицание «ваших» сословных принципов переходит в уничтожение любых принципов и авторитетов, отрицание сентиментально-дворянской любви к народу – в пренебрежение к мужику вообще. Порывая с «барчуками», Базаров бросает вызов непреходящим ценностям культуры, ставя себя в трагическую ситуацию.
Но очень не прост с виду самоуверенный и резкий тургеневский разночинец. Тревожное и уязвимое сердце бьется в его груди. Крайняя резкость его нападок на поэзию, на любовь, на философию заставляет усомниться в полной искренности отрицания. Есть в поведении Базарова некая двойственность, которая перейдет в надлом и надрыв к финалу романа. В тургеневском нигилисте скрыто присутствует многое из того, что он отрицает: и способность любить, и «романтизм», и народное начало, и семейное чувство, и умение ценить красоту и поэзию.
Базаров держит в своих руках «богатырскую палицу» - естественнонаучные знания, которые он боготворит и считает надежным оружием в борьбе с идеализмом «отцов», здоровым противоядием барской мечтательности и крестьянскому суеверию. Ему кажется, что с помощью естественных наук можно легко разрешить все вопросы, касающиеся сложных проблем общественной жизни, разгадать все загадки, все тайны бытия.
Базаров предельно упрощает природу человеческого сознания, сводит сущность сложных духовных и психических явлений к элементарным, физиологическим. Кирсановых он презирает не только за то, что они «барчуки», но и за то, что они «старички», «люди отставные», «их песенка спета». Он и к своим родителям подходит к той же меркой. Все это – результат узкобиологического взгляда на природу человека. Для Базарова не существует качественных различий между физиологической и социальной психологией.
Любовь к Анне Сергеевне Одинцовой – начало трагического возмездия заносчивому Базарову. Дорогие его уму естественнонаучные убеждения превращаются в принцип, которому он, отрицатель всяких принципов, теперь служит. И служба эта слепа – жизнь оказалась сложнее того, что знают о ней «физиологи». Одинцова хочет и не может полюбить Базарова не только потому, что она аристократка, но и потому, что этот нигилист, полюбив, не хочет любви и бежит от нее. Она не знает, где та грань, которая отделяет базаровскую любовь от ненависти.
Уроки любви повели за собой тяжелые последствия в душе Базарова. Они привели к трагическому кризису его односторонние, материалистические взгляды на жизнь. Смятенный Базаров пробивается к глубоким вопросам о смысле жизни, о таинстве смерти, о драматизме любви. И в то же время он стремится уйти от них, презрительно оценивает их как чепуху и гниль, пытается втиснуть себя и окружающее в узкие рамки «научных» закономерностей. Базаров упрекает себя в отсутствии равнодушия к презренным аристократам, к несчастной любви, поймавшей его на жизненной дороге. Но в этих упреках скрывается другое: и любовь, и поэзия, и сердечное воображение, которые прочно живут в его душе. В этой противоречивости, двойственности и заключается трагизм героя.